Китайская стена краткая информация. Великая Китайская стена: описание и фото История постройки китайской стены

Великая Китайская стена — один из главных памятников древности, сохранившийся до наших дней. Это уникальное в своем роде творение человеческих рук привлекает ежегодно миллионы туристов.

При этом многие имеют весьма смутное представление о том, от каких врагов должно было защищать и насколько эффективно функционировало это грандиозное сооружение протяжённостью около 9000 км, толщина стен которого составляет 5-8 метров, а высота — в среднем 6-7 метров.

Как и большинство народов, перешедших к оседлому образу жизни, китайцы столкнулись с проблемой кочевников, совершавших регулярные грабительские набеги.

Примерно в III веке до нашей эры началось строительство первых участков стены, которые тогда предназначались для защиты от хунну: кочевого народа, обитавшего в степях к северу от Китая.

Большая императорская стройка

С завершением так называемой эпохи Воюющих царств император Цинь Шихуанди из династии Цинь , объединивший под своей властью разрозненные китайские земли, отдал распоряжение о строительстве стены вдоль горного хребта Иншань на севере Китая.

Строительство шло как за счёт укрепления ранее построенных участков, так и путём постройки новых. При этом существовали участки стен, которые возводились местными властителями для разделения территорий друг друга: по приказу императора они подлежали сносу.

Строительство стены в эпоху Цинь Шихуанди заняло примерно десять лет. Ввиду отсутствия дорог и источников чистой воды, а также трудностей с подвозом продовольствия, стройка была крайне тяжёлой. Одновременно на строительстве были задействованы до 300 тысяч человек, а всего к стройке привлекли до 2 миллионов китайцев. Голод, болезни, непосильный труд убивали десятки тысяч строителей.

Изображение императора Цинь Шихуанди. Фото: Public Domain

До периода Цинь стену строили из самых примитивных материалов, в основном с помощью трамбовки земли. Между щитами из прутьев или тростника прессовали слои глины, гальки и других местных материалов. Иногда использовали кирпичи, но не обожжённые, а высушенные на солнце. В период Цинь на некоторых участках начали применяться каменные плиты, которые укладывались вплотную друг к другу по слоям уплотнённой земли.

Составной частью стены являются башни. Некоторые башни, возведённые ещё до строительства стены, были встроены в неё. Такие башни часто имеют ширину меньшую, чем ширина самой стены, и места их расположения случайны. Башни, возводившиеся вместе со стеной, располагались друг от друга на расстоянии до 200 метров.

«Длинная стена росла вверх, а империя катилась вниз»

В период империи Хань (206 до н. э — 220 н. э.) стена была расширена на запад, построена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников.

Каждый последующий правитель пытался внести свой вклад в стену. На многих участках стену возводили неоднократно вследствие её разрушения не столько в результате набегов, сколько из-за некачественных материалов.

Изображение Великой Китайской стены. Иллюстрация из энциклопедии, опубликованной в Лондоне. 1810-1829 гг. Фото: www.globallookpress.com / Science Museum

Сохранившиеся до нашего времени участки Великой Китайской стены были построены при династии Мин (1368-1644 годы). В этот период строили в основном из кирпича и блоков, благодаря чему конструкция стала более крепкой и надежной. За это время Стена пролегла с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Главный парадокс Великой Китайской стены заключается в том, что она была не в состоянии решить задачи по обороне страны.

Сами китайцы признавали, что затраченные на постройку стены средства и загубленные человеческие жизни совершенно не окупались.

«Люди Цинь строили Длинную стену как защиту против варваров.

Длинная стена росла вверх, а империя катилась вниз.

Люди и сегодня смеются над ней...

Как только объявлялось, что стены будут строиться на востоке,

Обязательно сообщалось, что орды варваров напали на западе », — писал китайский поэт XVII Ван Сытун .

Фотография Великой Китайской стены 1907 г. Фото: Public Domain

Не обойти, так подкупить

Классический пример неэффективности Великой Китайской стены — история падения династии Мин.

Войска будущей Манчжурской династии (династии Цин) подошли к так называемому Шанхайскому проходу в стене, который обороняла армия полководца У Саньгуя . Войско вполне могло сдержать натиск захватчиков, однако У Саньгуй предпочёл вступить с ними в сговор, в результате чего противник беспрепятственно проник вглубь Китая.

Такие истории были и раньше. Поскольку Великая Китайская стена — это сочетание фрагментов отдельных укреплений, кочевники либо проникали в бреши между ними, либо подкупали тех, кто был призван её оборонять.

Таким образом, например, поступил Чингисхан , захвативший Северный Китай. Монголы были властителями этих земель около 150 лет вплоть до 1368 года.

Династия Цин , правившая Китаем до 1911 года, помнила историю своего прихода к власти и не придавала стене серьёзного значения. В порядке поддерживался лишь Бадалинский участок стены, расположенный в 75 км от Пекина. К слову, именно он сегодня и является самым посещаемым туристами.

В 1933 году произошел эпизод японо-китайской войны, известный как «Оборона Великой Китайской стены». Китайская армия Чан Кайши на рубеже восточной части стены пыталась отразить вторжение войск Японии и марионеточного государства Маньчжоу-Го. Сражение закончилось поражением китайцев и созданием демилитаризованной зоны на 100 километров к югу от Великой стены, где Китай не имел права размещать свои войска.

Туристический объект товарища Дэн Сяопина

Китайцев всегда искренне удивлял интерес европейцев к такому бесполезному с точки зрения местных жителей сооружению, как Великая стена.

Но в 1980-х годах китайский лидер Дэн Сяопин решил, что этот объект может приносить стране выгоду. По его инициативе в 1984 году стартовал масштабный проект по реконструкции стены.

В 1987 году Великая Китайская стена была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня объект, строительство которого за всю историю, по мнению ряда специалистов, отняло около 1 миллиона жизней, принимает ежегодно до 40 миллионов туристов.

При этом участки стены, расположенные вдалеке от туристических зон, продолжают разрушаться. Часть участков уничтожается сознательно, так как мешает строительству шоссе и железных дорог.

Один из самых распространённых мифов о Великой Китайской стене — то, что она видна невооружённым глазом из космоса. Лишь единицы из советских космонавтов и американских астронавтов признавались, что им удавалось в идеальных условиях разглядеть стену с орбиты. При этом их слова подвергались сомнению. В октябре 2003 года китайский космонавт Ян Ливэй заявил, что ему не удалось увидеть Великую Китайскую стену.

Cпутниковое изображение Великой Китайской стены Фото: Public Domain

Сегодня некоторые полагают, что рассмотреть стену из космоса можно, если будут идеальные условия, а наблюдатель заранее точно вычислит район, куда нужно смотреть. Однако такие вводные только подтверждают: Великую Китайскую стену просто так разглядеть практически невозможно.

Великую Китайскую стену еще называют "Длинной стеной". Длина ее составляет 10 тысяч ли, или более 20 тысяч километров, а чтобы достичь ее высоты, десяток человек должны встать друг другу на плечи… Ее сравнивают с извивающимся драконом, протянувшимся от самого Желтого моря до Тибетских гор. На земле нет больше ни одного подобного сооружения.


Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Великая Китайская стена - самое длинное кладбище в мире

Но и без всяких наказаний при работах по возведению Стены погибло столько людей, что место это стали называть еще и "самым длинным кладбищем в мире". Весь маршрут строительства был устлан костьми погибших. Всего, говорят эксперты, их насчитывается около полумиллиона. Причиной были плохие условия труда.

По преданию, одного из этих несчастных пыталась спасти любящая жена. Она поспешила к нему с теплой одеждой на зиму. Узнав на месте о смерти мужа, Мэн — так звали женщину — горько заплакала, и от обильных слез ее часть стены обвалилась. И тут вмешался сам император. То ли он опасался, что от женских слез поползет вся Стена, то ли приглянулась ему прекрасная в своей печали вдова, — словом, он распорядился взять ее к себе во дворец.

И та вроде поначалу и согласилась, но оказалось, только для того, чтобы иметь возможность достойно похоронить мужа. А затем верная Мэн покончила с собой, бросившись в бурный поток… И сколько таких смертей еще случилось? Впрочем, разве ведется учет жертвам, когда вершатся великие государственные дела…

А в том, что такая "ограда" была объектом большой государственной важности, сомневаться не приходилось. По мнению историков, стена не столько охраняла великую "Поднебесную срединную империю" от кочевников, сколько стерегла самих китайцев, чтобы они не бежали из своего милого отечества… Говорят, самому великому китайскому путешественнику Сюань-цзан пришлось перелезать через стену, крадучись, среди ночи, под градом стрел пограничной охраны…

«Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают; бывают крепости, из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются; бывают повеления государя, которых не выполняют».


«Искусство войны». Сунь-цзы


В Китае вам обязательно расскажут про величественный памятник протяженностью несколько тысяч километров и про основателя Циньской династии, благодаря повелению которого более двух тысячелетий назад в Поднебесной была построена Великая китайская стена.

Однако некоторые современные ученые очень сильно сомневаются в том, в том, что этот символ могущества китайской империи существовал до середины 20-го века. Так что же показывают туристам? – скажете вы… А туристам показывают то, что было построено китайскими коммунистами во второй половине прошлого века.



Согласно официальной исторической версии Великую стену, предназначенную оградить страну от набегов кочевых народов, стали возводить в III веке до н.э. по воле легендарного императора Цинь Ши Хуан Ди, первого правителя объединившего Китай в одно государство.

Считается, что до наших дней дошла Великая стена, построенная, главным образом, в эпоху династии Мин (1368-1644), а всего выделяют три исторических периода активного строительства Великой стены: эпоха Цинь в III веке до н.э., эпоха Хань в III веке и эпоха Мин.

По существу под наименованием «Великая китайская стена» объединяют, по крайней мере, три крупных проекта в разные исторические эпохи, которые по оценкам специалистов в общей сложности насчитывают общую протяженность стен не менее 13 тысяч км.

С падением Мин и установлением в Китае маньчжурской династии Цинь (1644-1911) строительные работы прекратились. Таким образом, в основном сохранилась стена, строительство которой завершилось в середине XVII века.

Понятно, что строительство столь грандиозного фортификационного сооружения потребовало от китайского государства мобилизации огромных материальных и человеческих ресурсов, на пределе возможностей.

Историки утверждают, что одновременно на строительстве Великой стены было занято до миллиона человек и строительство сопровождалось чудовищными человеческими жертвами (по другим данным было привлечено три миллиона строителей, то есть половина мужского населения древнего Китая).

Не ясно, правда, какой конечный смысл усматривали китайские власти в сооружении Великой стены, поскольку у Китая не имелось необходимых военных сил, не то чтобы оборонять, а хотя бы надёжно контролировать стену на всём её протяжении.

Вероятно, в силу этого обстоятельства ничего конкретно не известно о роли Великой стены в обороне Китая. Тем не менее, китайские правители две тысячи лет упорно возводили эти стены. Ну что ж, должно быть нам просто не дано понять логику древних китайцев.


Однако многие китаеведы сознают слабую убедительность предложенных исследователями предмета рациональных мотивов, должно быть побудивших древних китайцев создать Великую стену. И для объяснения более чем странной истории уникального сооружения произносят философские тирады примерно такого содержания:

«Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств».

Ученых просто поразила вопиющая нелепость этого фортификационного сооружения. Великую стену нельзя назвать неэффективным оборонительным объектом, с любой вменяемой военной точки зрения она вопиюще абсурдна. Как видим, стена проходит по хребтам труднодоступных гор и холмов.

Зачем строить стену в горах, куда не то что кочевники на лошадях, но и пешая армия вряд ли долезет?!.. Или стратеги Поднебесной империи опасались нападения племён диких скалолазов? Видимо, угроза нашествия орд злобных альпинистов действительно сильно пугала древнекитайские власти, поскольку при доступной им примитивной технике строительства трудности возведения оборонительной стены в горах возрастали неимоверно.

И венец фантастического абсурда, если приглядеться, то видно, что стена в некоторых местах пересечения горных хребтов ветвится, образуя издевательски бессмысленные петли и разветвления.

Оказывается, туристам обычно показывают один из участков Великой стены, расположенный в 60 км к северо-западу от Пекина. Это район горы Бадалин (Badaling), протяженность стены составляет 50 км. Стена находится в прекрасном состоянии, что и не удивительно – её реконструкция на этом участке была проведена в 50-х годах 20 века. Фактически стена была построена заново, хотя утверждается, что на старых фундаментах.

Более китайцам показать нечего, никаких иных внушающих доверие остатков от якобы существовавших тысяч километров Великой стены не в наличии не имеется.

Вернёмся к вопросу, почему же всё-таки Великую стену повели в горах. Тут есть свои резоны, кроме тех, что возможно воссоздали и продлили, возможно, имевшиеся в ущельях и горных дефиле старые укрепления доманьчжурской эпохи.

Строительство древнего исторического памятника в горах имеет свои преимущества. Наблюдателю трудно удостовериться, действительно ли руины Великой стены уходят на тысячи километров по горным хребтам, как ему говорят.

К тому же в горах невозможно установить, насколько стары фундаменты стены. За несколько веков каменные постройки на обычном грунте, заносимые осадочными породами, неотвратимо погружаются в землю на несколько метров, и это легко проверить.

А на скальном грунте подобного явления не наблюдается, и недавнюю постройку легко выдать за очень древнюю. Да и к тому же в горах отсутствует многочисленное местное население, потенциальный неудобный свидетель строительства исторической достопримечательности.

Вряд ли первоначально фрагменты Великой стены севернее Пекина были построены в значительных размерах, даже для Китая начала XIX века это трудная задача.

Похоже на то, что те несколько десятков километров Великой стены, которые показывают туристам, по большей части впервые возвели при Великом Кормчем Мао Цзэдуне. Тоже в своем роде китайский император, но все-таки не нельзя сказать, что очень древний

Вот одно из мнений: фальсифицировать можно то, что существует в оригинале, например, банкноту или картину. Есть оригинал и можно его скопировать, чем и занимаются художники-фальсификаторы и фальшивомонетчики. Если копия сделана хорошо, бывает трудно определить фальшивку, доказать, что это не подлинник. А в случае с китайской стеной, нельзя сказать, что это фальшивка. Потому что никакой реальной стены в древности не было.

Поэтому оригинальный продукт современного творчества трудолюбивых китайских строителей не с чем сравнивать. Скорее это некое квази-исторически обоснованное грандиозное архитектурное творчество. Продукт знаменитого китайского стремления к порядку. Сегодня это Великий туристический аттракцион, достойный занесения в книгу Гиннеса рекордов.

Вот какими вопросами задался Валентин Сапуно в :

1 . От кого, собственно, должна была защищать Стена? Официальная версия – от кочевников, гуннов, вандалов – неубедительна. Китай к моменту создания Стены являлся самым мощным государством региона, и, возможно, всего мира. Его армия была хорошо вооруженной и обученной. Об этом можно судить очень конкретно – в гробнице императора Цинь Шихуана археологи раскопали полномасштабную модель его войска. Тысячи терракотовых воинов в полной экипировке, с конями, повозками, должны были сопровождать императора на том свете. Северные народы того времени не имели серьезных армий, жили в основном, в периоде неолита. Опасности для китайской армии они представлять не могли. Возникает подозрение, что с военной точки зрения Стена была мало нужна.

2 . Почему значительная часть стены построена в горах? Она проходит по хребтам, над обрывами и каньонами, извивается по неприступным скалам. Так оборонительные сооружения не строят. В горах и без защитных стен передвижение войск затруднено. Даже в наше время в Афганистане и Чечне современные механизированные войска движутся не через гребни гор, а только по ущельям и перевалам. Чтобы остановить войска в горах, достаточно небольших крепостей, господствующих над ущельями. Севернее и южнее Великой стены тянутся равнины. Логичнее и по много раз дешевле было бы поставить стену там, а горы при этом служили бы дополнительным естественным препятствием врагу.

3. Почему стена при фантастической длине имеет сравнительно небольшую высоту – от 3 до 8 метров, редко где до 10? Это намного ниже, чем в большинстве европейских замков и русских кремлей. Сильная армия, оснащенная техникой штурма (лестницы, передвижные деревянные башни) могла, выбрав уязвимое место на относительно ровном участке местности, преодолеть Стену и вторгнуться в Китай. Так и произошло в 1211 году, когда Китай легко был завоеван полчищами Чингис-хана.

4. Почему Великая Китайская стена ориентирована на обе стороны? Все фортификационные сооружения имеют зубцы и поребрики на стенах со стороны, обращенной к неприятелю. В сторону своих зубцы не ставят. Это бессмысленно и затруднило бы обслуживание воинов на стенах, подвоз боеприпасов. Во многих местах зубцы и бойницы ориентированы вглубь своей территории, туда же, на юг сдвинуты некоторые башни. Получается, что строители стены предполагали наличие противника и со своей стороны. С кем они собирались в этом случае сражаться?

Начнем рассуждения с анализа личности автора идеи Стены – императора Цинь Шихуана (259 – 210 до н.э.).

Личность его была неординарной и во многом, типичной для самодержца. Блестящий организаторский талант и государственное мышление он сочетал с патологической жестокостью, подозрительностью и самодурством. Совсем юным 13-летним человеком он стал князем государства Цинь. Именно здесь была впервые освоена технология черной металлургии. Сразу же она была применена к нуждам армии. Обладая более совершенным оружием, чем соседи, оснащенные бронзовыми мечами, армия княжества Цинь быстро завоевала значительную часть территории страны. С 221 г до н.э. успешный воин и политик стал главой объединенного китайского государства – империи. С этого времени он стал носить имя Цинь Шихуан (в другой транскрипции – Шихуанди). Как у всякого узурпатора, у него было много врагов. Император окружил себя армией телохранителей. Опасаясь убийц, он создал у себя во дворце первый магнитный контроль оружия. По совету специалистов, он повелел поставить при входе арку из магнитного железняка. Если у входящего было спрятано железное оружие, магнитные силы вырывали его из-под одежды. Немедленно поспевала стража и начинала выяснять, зачем входящий хотел войти во дворец вооруженным. Опасаясь за власть и жизнь, император заболел манией преследования. Он везде усматривал заговоры. Метод профилактики он избрал традиционный – массовый террор. По малейшему подозрению в нелояльности людей хватали, пытали и казнили. Площади городов Китая непрерывно оглашались криками людей, коих разрубали на части, варили живьем в котлах, жарили на сковородах. Жесткий террор подталкивал многих на бегство из страны.

Постоянный стресс, неправильный образ жизни пошатнул здоровье императора. Разыгралась язва 12-перстной кишки. После 40 лет появились симптомы раннего старения. Какие-то мудрецы, а скорее, шарлатаны рассказали ему легенду о дереве, растущем за морем на востоке. Плоды дерева, якобы, излечивают ото всех болезней и продлевают молодость. Император повелел немедленно снабдить экспедицию за сказочными плодами. Несколько больших джонок достигли берегов современной Японии, основали там поселение и решили остаться. Они справедливо решили, что мифического дерева не существует. Если же они вернуться с пустыми руками, крутой император будет шибко ругаться, а может, придумает чего похуже. Это поселение в дальнейшем стало началом формирования японского государства.

Видя, что вернуть здоровье и молодость наука не в состоянии, он обрушил гнев на ученых. “Исторический”, или, скорее, истерический указ императора гласил – “Сжечь все книги и казнить всех ученых!”. Часть специалистов и трудов, связанных с военным делом и сельским хозяйством, император под давлением общественности все же амнистировал. Однако большинство бесценных манускриптов сгорело, а 460 ученых, составлявших тогдашний цвет интеллектуальной элиты, кончили жизнь в жестоких мучениях.

Именно этому императору, как отмечалось, принадлежит идея Великой стены. Строительные работы начинались не с нуля. На севере страны уже были оборонительные сооружения. Идея состояла в том, чтобы объединить их в единую фортификационную систему. Зачем?


Самое простое объяснение – самое реальное

Прибегнем к аналогиям. Египетские пирамиды не имели практического смысла. Они демонстрировали величие фараонов и их власть, способность заставить сотни тысяч людей делать любое, пусть даже бессмысленное действие. Таких сооружений, имеющих цель лишь возвеличение власти, на Земле более чем достаточно.

Так же и Великая стена – символ могущества Шихуана и других китайских императоров, подхвативших эстафету грандиозной стройки. Нужно заметить, что в отличие от многих других подобных монументов Стена живописна и по-своему красива, гармонично сочетается с природой. К работе были привлечены талантливые фортификаторы, знающие толк в восточном понимании красоты.

Была и вторая потребность в Стене, более прозаическая. Волны императорского террора, самодурство феодалов и чиновников вынуждали крестьян в массовом порядке бежать в поисках лучшей жизни.

Основной путь был на север, в Сибирь. Именно там китайские мужики мечтали найти землю и волю. Интерес к Сибири как аналогу Земли обетованной издавна будоражил простых китайцев, и издавна этому народу было свойственно расползаться по всему свету.

Исторические аналогии напрашиваются сами собой. Зачем шли в Сибирь русские поселенцы? За лучшей долей, за землей и волей. Спасались от царского гнева и барского самодурства.

Чтобы остановить бесконтрольную миграцию на север, подрывающую неограниченную власть императора и дворян и создавали Великую стену. Серьезной армии она не удержала бы. Однако перекрыть путь крестьянам, идущим по горным тропам, обремененным нехитрым скарбом, женами и детьми, Стена могла. А ежели на прорыв шли мужики поудалее, возглавляемые этаким китайским Ермаком, их встречал дождь стрел из-за зубцов, обращенных в сторону собственного народа. Аналогов таких невеселых событий в истории более чем достаточно. Вспомним Берлинскую стену. Официально построенная против агрессии Запада, она ставила цель остановить бегство жителей ГДР туда, где жизнь была лучше, или, по крайней мере, казалась таковой. С аналогичной целью в сталинские времена создали на десятки тысяч километров самую укрепленную в мире границу, прозванную “железным занавесом”. Может не случайно, Великая Китайская стена в сознании народов мира приобрела двойной смысл. С одной стороны это символ Китая. С другой – символ китайской изолированности от остального мира.

Есть даже предположение о том, что «Великая стена» является творением не древних китайцев, а их северных соседей .

Ещё в 2006 году президент Академии фундаментальных наук Андрей Александрович Тюняев в статье «Великую китайскую стену строили… не китайцы!», сделал предположение о некитайском происхождении Великой стены. Фактически современный Китай присвоил достижение другой цивилизации. В современной китайской историографии была изменена и задача стены: изначально она защищала Север от Юга, а не китайский юг от «северных варваров». Исследователи говорят о том, что бойницы значительной части стены смотрят на юг, а не на север. Это можно увидеть в произведениях китайского рисунка, ряде фотографий, на наиболее древних не модернизированных под нужды туристической индустрии участках стены.

По мнению Тюняева, последние участки Великой стены были построены аналогично русским и европейским средневековым укреплениям, основная задача которых – это защита от воздействия орудий. Строить подобные фортификационные сооружения начали не ранее 15-го столетия, когда на полях битв широко распространились пушки. Кроме того, стена обозначала границу между Китаем и Россией. В тот период истории граница между Россией и Китаем проходила по «Китайской» стене». На карте Азии XVIII века, которая была изготовлена Королевской Академией в Амстердаме, в этом регионе отмечены два географических образования: на севере располагалась Тартария (Tartarie), а на юге - Китай (Chine), северная граница которого шла примерно вдоль 40-й параллели, т. е. точно по Великой стене. На этой голландской карте Великая стена обозначена жирной линией и подписана «Muraille de la Chine». С французского это словосочетание переводят как «Китайская стена», но можно перевести и как «стена от Китая», или «стена, отграничивающая от Китая». Кроме того, политическое значение Великой стены подтверждают и другие карты: на карте 1754 года «Carte de l’Asie» стена тоже проходит по границе между Китаем и Великой Татарией (Тартарией). В академической 10-томной Всемирной Истории размещена карта Цинской Империи второй половины XVII - XVIII вв., на которой подробно показана Великая стена, которая проходит точно по границе между Россией и Китаем.


Далее приводятся вот такие доказательства:

АРХИТЕКТУРНЫЙ стиль стены , находящейся ныне на территории Китая, запечатлён особенностями постройки «отпечатки рук» её создателей. Элементы стены и башен, аналогичные фрагментам стены, в Средневековье можно найти только в архитектуре древнерусских оборонительных сооружений центральных областей России – «северной архитектуре».

Андрей Тюняев предлагает сравнить две башни – из Китайской стены и из Новгородского кремля. Форма башен одинакова: прямоугольник, слегка зауженный кверху. Со стены внутрь и той и другой башни ведёт вход, перекрытый круглой аркой, выложенной из того же кирпича, что и стена с башней. Каждая из башен имеет два верхних «рабочих» этажа. В первом этаже и той и другой башни сделаны круглоарочные окна. Количество окон первого этажа и у той и у другой башни – 3 на одной стороне и 4 на другой. Высота окон примерно одинаковая – около 130–160 сантиметров.

На верхнем (втором) этаже расположены бойницы. Они выполнены в виде прямоугольных узких пазов шириной примерно 35–45 см. Количество таких бойниц в китайской башне – 3 в глубину и 4 в ширину, а в новгородской – 4 в глубину и 5 в ширину. На верхнем этаже «китайской» башни по самому её краю идут квадратные отверстия. Такие же отверстия есть и в новгородской башне, и из них торчат концы стропил, на которых держится деревянная крыша.

Такая же ситуация в сравнении китайской башни и башни Тульского кремля. У китайской и тульской башен одинаковое число бойниц в ширину – их по 4. И одинаковое количество арочных проёмов – по 4. На верхнем этаже между большими бойницами находятся малые – у китайской и у тульской башен. Форма башен по-прежнему одинакова. В тульской башне, как и в китайской, использован белый камень. Одинаково выполнены своды: у тульской – ворот, у «китайской» – входов.

Для сравнения можно также использовать русские башни Никольских ворот (Смоленск) и северной крепостной стены Никитского монастыря (Переславль-Залесский, XVI век), а также башню в Суздале (середина XVII века). Вывод: конструктивные особенности башен Китайской стены обнаруживают практически точные аналогии среди башен русских кремлей.

А что говорит сравнение сохранившихся башен китайского города Пекина со средневековыми башнями Европы? Крепостные стены испанского города Авилы и Пекина весьма сходны между собой, особенно в том, что башни расположены очень часто и практически не имеют архитектурных приспособлений для военных нужд. Пекинские башни имеют только верхнюю палубу с бойницами, причём выложены в одну высоту со всей остальной стеной.

Ни испанские ни пекинские башни, не обнаруживают столь высокого сходства с оборонительными башнями Китайской стены, как это проявляют башни русских кремлей и крепостных стен. И это повод для размышлений историкам.

А вот рассуждения Лексутова Сергея Владимировича :

В хрониках писано, что стену строили две тысячи лет. В смысле обороны - абсолютно бессмысленное строительство. Это что же, пока стену строили в одном месте, в других местах кочевники беспрепятственно гуляли по Китаю аж в течение двух тысяч лет? А вот цепь крепостей и валов можно строить и улучшать в течение двух тысяч лет. Крепости нужны, чтобы в них оборонялись гарнизоны от превосходящих сил противника, а так же для расквартирования мобильных отрядов конницы, чтобы немедленно отправиться в погоню за отрядом разбойников, перешедшим границу.

Я долго думал, кто и зачем в Китае построил это бессмысленное циклопическое сооружение? Кроме Мао Цзе Дуна просто некому! С присущей ему мудростью, он нашел великолепное средство, как адаптировать к труду десятки миллионов здоровых мужиков, которые до этого тридцать лет воевали, и кроме как воевать ничего не умели. Это представить немыслимо, какой начался бы бардак в Китае, если бы демобилизовали одновременно такое количество солдат!

А то, что китайцы и сами верят, что стена стоит уже две тысячи лет, объясняется очень просто. В чистое поле приходит батальон дембелей, командир им растолковывает: - «Вот тут, на этом самом месте стояла Великая китайская стена, но злыдни варвары ее разрушили, нам предстоит ее отреставрировать». И миллионы людей искренне верили, что они не строили, а лишь реставрировали Великую китайскую стену. В самом деле, стена сложена из ровных, явно выпиленных блоков. Это что же, в Европе камень пилить не умели, а в Китае сподобились? К тому же пилили камень мягких пород, а крепости лучше строить из гранита или базальта, или из чего-нибудь не менее твердого. А граниты и базальты научились пилить только в двадцатом веке. На всем протяжении в четыре с половиной тысячи километров стена сложена из однообразных блоков одинаковых размеров, а ведь за две тысячи лет способы обработки камня неизбежно должны были измениться. Да и строительные методы за века меняются.

Этот исследователь считает, что Великая Китайская Стена строилась для защиты от песчаных бурь пустынь Ала-Шань и Ордос. Он обратил внимание, что на карте, составленной в начале ХХ века русским путешественников П. Козловом, видно, как Стена проходит по границе подвижных песков, а в некоторых местах имеет значительные ответвления. А ведь именно близ пустынь исследователями и археологами было обнаружено несколько параллельных стен. Галанин объясняет это явление очень просто: когда одну стену заносило песком, возводилась другая. Исследователь не отрицает военного предназначения Стены в ее восточной части, но западная часть Стены выполняла, по его мнению, функцию защиты земледельческих районов от природной стихии.

Бойцы невидимого фронта


Возможно, ответы - в верованиях самих жителей Поднебесной? Нам, людям современности, трудно поверить в то, что наши предки стали бы возводить барьеры для отражения агрессии мнимых врагов, например бесплотных потусторонних сущностей с недобрыми помыслами. Но в том-то все и дело, что наши далекие предшественники считали злых духов совершенно реальными существами.

Жители Китая (как сегодня, так и в прошлом) убеждены, что окружающий их мир населяют тысячи демонических созданий.опасныхдлячеловека. Одно из названий стены звучит как «место, где обитают 10 тысяч духов».

Еще один любопытный факт: Великая Китайская стена тянется не по прямой линии, а по извилистой. И особенности рельефа здесь ни при чем. Если присмотреться, то можно обнаружить, что даже на равнинных участках она «петляет». Какова же была логика древних строителей?

Древние верили, что все эти существа могут передвигаться исключительно по прямой и не в силах обходить возникающие на пути препятствия. Можетбыть, Великая Китайская стена была возведена с целью преградить им дорогу?

Между тем, известно, что император Цинь Шихуан-ди во время строительства постоянно совещался с астрологами и консультировался с предсказателями. Согласно легенде, прорицатели поведали емуотом,что принести славу повелителю и обеспечить надежную оборону государству может ужасная жертва - захороненные в стене тела несчастных, погибших во время возведения сооружения. Как знать, возможно, эти безымянные строители и сегодня стоят на вечной страже рубежей Поднебесной…

Посмотрим еще на фото стены:










Masterok,
livejournal

Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.

С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).

Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).

Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.

История строительства Великой Китайской стены

Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII-V веках до н. э.

В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.

В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.

Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.

При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.

Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.

Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368-1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.

Интересные факты о Великой Китайской стене

  • Туристический участок Бадалин с 1957 года успели посетить более 300 государственных деятелей из разных стран мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.
  • С 1999 года ежегодным стал марафон The Great Wall Marathon по оборудованному участку стены. В нем участвует 2500 спортсменов из более чем 60 стран мира.
  • Зрительное различение Великой Китайской стены из космоса — распространенный миф. В настоящее время опровергнуто заблуждение, что стену можно увидеть с Луны невооруженным взглядом. Видимость с земной орбиты до сих пор не подтверждена, фотографии Великой Китайской стены из космоса не могут быть служить доказательствами, так как разрешение используемых камер выше, чем возможности зрительной системы человека.

Участки Великой Китайской стены

Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина .

Бадалин

Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.

Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.

Часы работы: с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.

Стоимость входа — 45 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2-1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.

Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.

Симатай

Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.

На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.

Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.

Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 18:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 и с 17:30 до 21:00 (в выходные — до 21:30).

Губейкоу

В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146-150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.

Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).

Входная плата — 25 CNY.

Часы работы: с 8:10 до 18:00.

Джиншалин

Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.

Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.

Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.

Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.

Хуанхуачен

Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.

Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; в выходные 1 — 7 мая и 1 — 7 октября — с 8:00 до 18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.

Перевал Хуанья

Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.

Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.

Входная плата — 50 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Открыто для туристов с 7:30 до 18:30.

Шаньхайгуань

Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.

План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».

Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY летом, 15 CNY зимой.

Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.

Участки стены из фиолетового мрамора

Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.

Как добраться до Великой Китайской стены

Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.

Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:

  • автобусах № 877 (экспресс от остановки Deshengmen, 12 CNY);
  • общественном автобус № 919 (едет дольше, с остановками, нужно уточнять, довезет ли до Бадалина;
  • на поезде S2 от станции Huangtudian, затем на бесплатном автобусе до станции канатной дороги Бадалина;
  • на специальных туристических автобусах: от остановок Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина .

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.

Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):

  • от станции Dongzhimen на автобусе № 916 (экспресс либо обычный) до Huairou North Avenue (Huairou Beidajie);
  • пересесть на трансферный автобус h23, h24, h35, или h36 до Мутяньюй.

Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):

  • автобус № 980 / 980 Экспресс (соответственно 15 / 17 CNY) от Dongzhimen до автобусной станции Miyun;
  • далее — на автобусе Mi 37, Mi 50 или Mi 51 (8 CNY) до деревни Симатай.

Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.

Джиншалин из Пекина:

  • на метро (линия 13 либо 15) до West Wangjing, затем на туристическом автобусе до места назначения (отправляется в 8:00 и возвращается в 15:00, проезд 32 CNY); актуально только в сезон с апреля по 15 ноября;
  • от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, затем самостоятельно (с попутчиком, на прокатном авто, такси) до Джиншалина.

Хуаньягуан из Пекина:

  • на междугороднем автобусе до Цзичжоу (30-40 CNY), затем на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана (25-30 CNY);
  • поезд до Цзичжоу от Восточного ж/д вокзала Пекина (14,5 CNY), затем на чартерном микроавтобусе.

Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен :

  • от Dongzhimen на специальном экскурсионном автобусе, курсирующем в пиковый сезон с апреля по октябрь (в выходные и праздничные дни). Приобретать нужно билет туда-обратно — Huanghuacheng Lakeside Great Wall за 80 CNY;
  • от Dongzhimen на автобусе 916 или 916 экспресс до автовокзала Хуайжоу, затем на автобусе H21 до Small West Lake.

Чтобы добраться до участка Великой Китайской стены Шаньхайгуань из Пекина, нужно сесть на поезд до станции Shanhaiguan, затем пройти пешком. Расписание поездов — на сайте .Мутяньюй

Видео «Великая Китайская стена HD»