Идеал нравственно совершенная личность. Понятие «нравственного идеала» в его историческом развитии

Нравственный идеал и другие понятия морального сознания. Нравственный идеал и действительность. Назначение нравственного идеала. Идеал и антигерой. Соотношение нравственного и социального идеала

Выше мы рассмотрели целый ряд основополагающих понятий морального сознания, содержание которых составляет, можно сказать, основу нравственной культуры. Но конкретному человеку в его повседневной жизни, в самых различных, порой конфликтных ситуациях, необходимы не абстрактные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, пример для подражания, наглядный ориентир для действия.

В самом обобщенном виде такой наглядный пример и выражается в нравственном идеале, который, можно сказать, представляет собой конкретизацию для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, справедливости, долге, счастье, смысле жизни, других понятий морали. Реально в качестве идеала выступает или живая историческая личность (чаще всего идеализированная), вернее, ее отлакированный образ -- начиная от Александра Македонского и кончая Лениным, Сахаровым и другими выдающимися деятелями современности поэтами, артистами и т.д. Этому образу часто приписывают все необходимые нравственные качества, если их недостает и делают жизнь по... Дзержинскому, Матросову и т.д. В качестве реального воплощения идеала нередко выступает герой какого-либо литературного произведения. В прошлом, да отчасти сегодня, немало было подражателей у Печорина, Базарова, Рахметова, Корчагина и т.п. Перечень этих "живых" и вымышленных идеалов можно продолжить до бесконечности. Однако важно подчеркнуть: у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет и содержание нравственных ценностей той или иной личности, и технологию их выполнения. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам (с определенными оговорками).

Разумеется, надо отдавать себе отчет в том, что идеал по своей природе нечто не только возвышенное, но и недосягаемое. Как только идеал приземляется, становится выполнимым, он сразу же перестает играть свои функции -- "маяка", ориентира. Однако идеал не должен быть совершенно недосягаемым, пришельцем иных миров. В этом случае он не в состоянии стимулировать активность индивида, ибо чтобы он ни предпринимал, все будет тщетно. Неслучайно Иисус Христос -- воплощение нравственного совершенства для христиан -- является богочеловеком, т.е. в нем и божественная, недоступная простому смертному природа, и человеческая природа. Христианский идеал, говорят православные богословы, выражается не односторонним подчеркивание божественного начала. Они напоминают, что Иисус Христос родился в простой семье плотника, что он конкретно помогал страждущим и обездоленным, осуждал злых и т.д.

Но реальная нравственная жизнь человека состоит не только из добра, справедливости, счастья, порядочности и благородства. В мире немало зла, несправедливости, бесстыдства и т.д. Средоточие нравственного негативного выражается в своеобразных антиидеалах, в антигероях и т.д. В качестве их выступает как конкретные исторические деятели, начиная от Герострата до Гитлера, так и многочисленные герои произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Т. Булгакова и др. Причем, и в этом случае реальным историческим лицам, вернее их образам, приписываются чаще всего одни лишь отрицательные черты. Видимо, для того, чтобы этот антиидеал был более эффективен. Надо признать, что антиидеалы также могут сыграть позитивную роль: они ярко, по-своему убедительно показывают, как не надо чувствовать, мыслить, действовать, т.е. они отвращают от зла.

Со времен Платона предпринимались попытки создавать схемы идеального общества (государства), конструировать различные утопии (как и антиутопии). Но стоит помнить, что социальные идеалы могут рассчитывать на свое настоящее, а не на временное воплощение, если они базируются на основе вечных нравственных ценностей, если они согласуются с нравственными идеалами.

Идеал состоит в реализации своего собственного «Я».

Д. Мур

Теперь целесообразно перейти к раскрытию сущности понятия «нравственный идеал человека». В современном психологопедагогическом словаре дается следующее толкование понятия

«идеал»: «(греч. idea - идея, первообраз) образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности, как внутренний протест против устоявшегося порядка вещей.

Основные точки зрения в понимании феномена нравственного идеала человека можно выразить и классифицировать следующим образом. Основным критерием, определяющим наличие разных подходов к рассмотрению нравственного идеала, является степень отношения (приближения) его к действительности. Можно выделить следующие основные подходы в этике к решению проблемы отношения нравственного идеала к действительности.

Одним из них является подход И. Канта, который осуществил попытку раскрыть структуру идеала и его место в деятельности, отношениях и сознании человека По Канту, идеалом может быть только человек, разумно утверждающий свои цели и, таким образом, сознательно стремящийся к совершенству. Идеал принципиально недостижим в действительности. Он представляет собой регулятивную идею и указывает скорее направление цели, чем саму цель, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления чем как ясный образ результата. Только в искусстве идеал может быть представлен в виде образа - в форме прекрасного, а значит, жизнь идеала допускается только в искусстве.

В марксистской философии рассмотрение соотношения идеала и действительности происходит с позиции диалектики сущего и должного. Понятие должного шире идеала, а идеал воплощает в себе не все, а лишь определенные грани должного. «Идеал - желаемое будущее, оцениваемое как высшая, более совершенная, с точки зрения достигнутого, ступень развития, высшая цель человеческого бытия.... В нравственном идеале... мы находим... общее представление о совершенном обществе, об образе человеческой личности, ее назначении, цели и месте в жизни... Нравственные идеалы всегда стоят несколько выше достигнутого, совершеннее его, иначе они не были бы высшим образцом, своеобразным эталоном для многих реально живущих в обществе людей» .

Согласно позиции экзистенциализма, у каждого человека свой нравственный идеал, и он непосредственно соотносится с реальностью. Чем является нравственный идеал человека по отношению к действительности, субъектом или объектом, определяется в «пограничной ситуации», или акте «кризисного прозрения», в которых человек должен сделать нравственный выбор, «с кем он»: со своим нравственным идеалом, или с несовершенной действительностью.

Целесообразным является синтезированное представление о нравственном идеале человека Содержательный аспект нравственного идеала человека лучше всего отражает позиция И. Канта. Исходя из этого общие черты содержательного аспекта нравственного идеала человека определяются нами следующим образом:

  • нравственный идеал человека имеет идеальную, духовную сущность;
  • основные формулировки категорического императива составляют главное содержание нравственного идеала человека;
  • в содержании нравственного идеала человека представлены такие неотъемлемые его характеристики, как абсолютность, универсальность, совершенство;
  • содержание нравственного идеала человека имеет определенную автономию к изменчивому влиянию исторической действительности и окружающей социальной среды;
  • содержание нравственного идеала человека наделено свойством императивности по отношению к действительности.

Возникновение, развитие, формы воплощения нравственного идеала человека в действительности более полноценно раскрываются в позиции марксистской философии. Исходя из этой позиции можно обозначить следующие черты нравственного идеала человека применительно к обозначенному нами аспекту:

  • рассмотрение нравственного идеала как явления, находящегося в процессе постоянного динамического становления и развития Смена одной конкретизации нравственного идеала человека другой осуществляется по мере воплощения нравственного идеала человеком в действительности;
  • рассмотрение соотношения идеала и действительности с позиций диалектики сущего и должного, обуславливающей необходимость и возможность воплощения нравственного идеала человека в действительности;
  • рассмотрение нравственного идеала человека как продукта чисто человеческой деятельности отношений и сознания. Нравственный идеал не может существовать в отрыве от нравственных потребностей человека;
  • характеристика окружающей социальной среды как фактора, оказывающего большое воздействие (положительное или отрицательное) на актуализацию человеком своего нравственного идеала.

Определение субъекта-носителя нравственного идеала человека более верно, на наш взгляд, представлено в позиции ситуативной этики и экзистенциализма. Итак, субъект - носитель нравственного идеала, раскрывается посредством следующих его определений:

  • носителем нравственного идеала является человек как деятельный, свободный, ответственный субъект, творец своего нравственного поведения через избранный им нравственный идеал;
  • подчеркивается приоритет конкретного человека (индивидуальности) перед всевозможными формами внеиндиви- дуальной деятельности, отношений и сознания (религией, обществом, социальным классом, политической идеологией, группой, авторитетом и так далее);
  • именно человек, его неповторимый индивидуальный мир, объявляется подлинной этической реальностью (нравственностью, находящейся в диалектической противоположности морали), в котором только и возможно воплощение и существование нравственного идеала.

Таким образом, нравственный идеал человека - это универсальный, абсолютный, целостный эталон этически совершенного человека, центром содержания которого является понимание человека как цели и никогда как средства. Содержание нравственного идеала человека не только автономно, но и императивно по отношению к действительности. Нравственный идеал человека служит абсолютной ценностью, целью, образцом, стандартом для определения Смысла жизни и направления нравственного самосовершенствования человека Только человек может быть носителем нравственного идеала в силу своих неотъемлемых экзистенциальных характеристик деятельности, свободы, творчества, субъектности, ответственности; является творцом данного идеала, который может возникнуть, существовать и воплощаться только в подлинной этической реальности - нравственности в процессе своего непрерывного нравственного роста (становления). Конкретизации нравственного идеала человека постоянно совершенствуются в ходе исторического развития человечества, вбирают в себя наиболее ценные особенности индивидуального и общественного менталитета (своего народа).

Cтраница 1


Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений.  

Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желание погрузиться в общение с божественным Дао.  

Нравственные идеалы советских людей определяются величием цели, за осуществление которой они борются. Партия строго на научных основах сформулировала моральный кодекс строителя коммунизма, включающий в себя важнейшие нравственные принципы, которыми должен руководствоваться советский человек. Лекционная пропаганда призвана активно содействовать тому, чтобы добросовестный труд на общее благо, забота о сохранении и умножении общественного достояния, высокое осознание общественного долга стали нравственными принципами каждого советского человека.  

Важен также нравственный идеал - представления человека о том, что подлежит одобрению или осуждению.  

Требование следовать нравственному идеалу обязательно для любого, коль скоро он человек. Поэтому-то подлинной реальностью истории, подлинным предметом социологии является именно личность, хотя, с другой стороны, не следует забывать, что общество задает новое качество обособленному личностному опыту.  

Гносеологический анализ категории нравственный идеал обнаруживает, что связь понятия идеал с конкретной личностью вполне закономерна. Повседневное рождение идеалов в сознании Отдельных людей кратко повторяет историю возникновения и развития морального сознания человечества. Мораль берет свое начало с оценки поступков, действий людей и явлений действительности с точки зрения их значимости для человека и общества. Моральное сознание здесь еще тесно вплетено в свою материальную основу. Только на следующей ступени оно отрывается от своей Материальной конкретности и начинает существовать идеально в форме системы норм, понятий и принципов. Среди этих понятий идеал занимает особое место, так как он связан не только с настоящим, но и с будущим. Эта устремленность в будущее не может быть неопределенной и беспредельной.  

Рассмотрим теперь современный кризис нравственных идеалов и права.  

Всякая этическая концепция, выражая нравственный идеал определенных социальных групп, в конечном счете является нормативной. Марксизм же считает, что дать научно-теоретическое обоснование нравственных идей возможно лишь при условии познания законов истории, что эти идеи отражают объективную логику развития об-ва. Нравственность рабочего класса не только отвечает этому условию, но и является основой для формирования общечеловеческой морали в бесклассовом об-ве.  

Учет диалектического взаимодействия общественного и нравственных идеалов дает возможность точнее определить содержание, специфические особенности и значение указанных категорий.  

На многое способен человек, имеющий нравственные идеалы. Они не появляются в сознании на пустом месте. Необходимы высокий культурно-образовательный уровень, развитое воображение, стремление к самосовершенствованию. Человек должен быть устремлен к лучшему, благородному, к эталонной чистоте нравственных принципов. Всякое стремление предполагает конечную точку - цель; цель является венцом стремления.  

В основе этой программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди. Этот идеал-мудрец - благородный муж, которому Конфуций противопоставляет низкого человека, простолюдина. Благородному мужу изначально присущи пять основных качеств: чувственность, долг, знание, чувство меры и доверие. Простолюдин же из-начально лишен этих качеств. Изложение этики конфуци-анства строится на противопоставлении этих двух образцов нравственных установок и поведения. Первый следует долгу закону, второй думает, как бы получше устроиться и по-лу) чить выгоду. Первый требователен к себе - второй к лю-дя) и. О первом нельзя судить по мелочам, и ему можно дове-рить большие дела, второму же нельзя доверить большие дела и о нем можно судить по мелочам. Первый живет в со-гл сии с людьми, но не следует за ними, второй же следует за другими, но не живет с ними в согласии. Первому легко услужить, но трудно доставить радость, ибо он радуется лишь должному; второму трудно услужить, но легко доставить радость. Первый идет на смерть ради человеколюбия и доЛжного, второй кончает жизнь самоубийством в канаве. Благородный муж боится трех вещей: он боится веления Не 5а, великих людей и слов совершенно мудрых.  

Так приходим мы к выводу, что нравственный идеал требует постоянного действия. Не земной рай, как вечная награда за употребленные ранее усилия, а неустанный труд, как долг постоянного стремления к вечно усложняющейся цели, - вот что, с этой точки зрения, должно быть задачей общественного прогресса.  

Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов.  

Нас интересует специфика культуры, т.е. системы ценностей, духовных и нравственных идеалов, менталитета, повлиявшая на развитие хозяйственной жизни Востока, особенности хозяйственной культуры, не способствовавшие зарождению духовных предпосылок эндогенного капитализма.  

Необходимо также уметь проводить различие между нравственным долгом и нравственным идеалом. В стремлении реализовать собственные нравственные идеалы юристы должны полагаться на соответствующие их специализации этические кодексы, для того чтобы делать добро и приносить пользу в тех культурных формах, которые установило профессиональное сообщество.  

фокус, организационный центр и одновременно форма нравственности. Каждый из них существует как полюс дуальной оппозиции: либеральный идеал - традиционный, соборный - авторитарный идеал и т. д.

Особое место занимают гибридные идеалы. в частности, псевдо синкретизм.

Полюса оппозиции находятся между собой в состоянии амбивалентности. Один из идеалов на определенном этапе может быть господствующим, тогда как другой - оттесненным на второй план, возможно даже - формой катакомбной культуры.

Полярности могут переходить друг в друга по законам инверсии, т. е. через логически моментальную смену одного полюса другим. На инверсию оказывает давление существующая на заднем плане медиация, требующая амбивалентного перехода, взаимопроникновения полюсов. В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл. На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего Н. и., однородные Н. и.

соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего Н. и. характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этап пульсации. Появление каждого нового господствующего Н. и. обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и т. д. Эта волна утверждения Н. и. доходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.

результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего Н. и.

приводит к господству нового Н. и. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного Н. и.

Основные Н. и. страны, т. е. вечевой и вышедший из него соборный и авторитарный, а также идеал всеобщего согласия, возникают в абстрактной форме как элементы массовой инверсии, несущей иллюзию, что все назревшие проблемы общества будут автоматически разрешены при ликвидации господства существующего Н.

и. и утверждении противоположного. Эта утопия ведет общество в инверсионную ловушку, что выявляется с очевидностью после начала модернизации.

Движение инверсионной волны требует от всех групп общества и в первую очередь от первого лица, от правящей элиты постоянного труда по интерпретации нового Н. и., что выражается в соответствующих сдвигах в гибридном идеале, в идеологии, в конкретной политике, которая есть непосредственный результат этой интерпретаций, в повседневном решении медиационной задачи. Конфликт этой - интерпретации с массовым сознанием может привести к катастрофическим последствиям.

При изучении каждого Н. и., разнообразия его версий большое значение имеет выявление в нем некоторого, социокультурного ядра, дающего импульс идеалу. Таким ядром может быть, например, локальное древнее сообщество: патриархальная семья, род и т. д., идеальный образ которого может быть экстраполирован на все общество, в той или иной степени отождествлен с идеалом машинной цивилизации и стать основой идеала общины - общества - машины. Этот идеал господствовал в той или иной форме на первых этапах второго глобального периода. В одних случаях в идеале преобладает некоторая культурная утопия царства божьего на земле, царство Правды, в других, наоборот, делается попытка выдвинуть на первый план некоторые реалии, например, в локальных мирах среднего уровня, т. е. вотчину феодального типа (этап застоя), самоуправление на предприятиях, которые и должны диктовать содержание Н. и. в целом, и т. д. Однако апелляция к реальным социальным отношениям может быть не меньшей утопией, чем к царству Правды, так как сами эти отношения могут либо не вписываться в большое общество, либо сами быть результатом предшествующих нарушений социокультурного закона, представлять собой патологический результат прошлых инверсионных ловушек (например, промышленное предприятие, развившееся как технологический, но не как экономический феномен; колхоз как компромисс между стремлением государства упорядочить "жидкий элемент" и наладить производство и т. д.

Контрольная работа

"Понятие нравственного идеала"

Введение

В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл.На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего нравственного идеала, однородные нравственные идеалы соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего нравственного идеала характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этаппульсации. Появление каждого нового господствующего нравственного идеала обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и другое.Эта волнаутверждения нравственного идеаладоходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.

В результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего нравственного идеала, что приводит к господству нового нравственного идеала. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного идеала.

Задачи данной работы:

  1. Изучить понятие нравственного идеала.
  2. Рассмотреть нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина.

Целью данной работы является изучение понятиенравственного идеала.

  1. Понятие нравственного идеала

Нравственность -есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность -есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности -это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα -образ, идея) -высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

  1. Нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей.Прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях,пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, -это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.

Александр СергеевичПушкин написал много прекрасных произведений, но к сожалению мы сможем рассмотретьтолько 2 из них «Евгений Онегин» и«Капитанская дочка». Каждому свойственно найтичто-то свое дорогое, уникальное, иногда понятное только ему в произведениях А.С. Пушкина, но какие нравственные идеалы самого автора можно здесь найти?

Нравственным идеалом в романе «Евгений Онегин «для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:

Я так люблю

Татьяну милую мою.

Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.

Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. «Татьяна любит не шутя», -рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Добром отвечают на добро -вот вечная истина. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее «русская душою».

«Береги честь смолоду»-вот эпиграф повести А.С. Пушкина«Капитанская дочка». Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, играть в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет. Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины -честная служба на благо Отечества.

В «Капитанской дочке» мы встречаем очень много героев, для которых принцип «Береги честь смолоду» является главным в жизни. Для Пушкина понятие «честь» ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.

Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.

Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип «на добро отвечают добром» является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева. Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева еще до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.

Заключение.

Подходя к итогу, мы выяснили, что нравственный идеал-понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности. Каждое поколения имеет свои представление о нравственном идеале, но есть качества которые не покалебимы не людьми,не временем.

У Пушкина как и у каждого человека, был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина -верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта -это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина», -писал В.Г. Белинский. Он считал, что «никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых… читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин». По этой причине,я рассматривала,творчество А.С. Пушкина он был творцом слова.

Список литературы

  1. Словарь по этике -М.1989.
  2. Этика. Энциклопедический словарь/ Ред. Апрересян Р.Г. Гусейнов А.А. -М.,2001.
  3. Основы этических знаний: Учебное пособие / Отв. ред. Росенко М.Н. -СПб.2002.
  4. Кондрашов В.А. Этика. Учебноепособие -Ростов на Дону, 2000.